16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Социальные сервисы: делаем контент вместе

30.12.2006

Надежда Баловсяк

Одним из компонентов концепции веб 2.0, о которой так много говорят и пишут сегодня, является развитие социальных сервисов. Социальные сервисы представляют собой онлайновые инструменты, с помощью которых пользователи могут не только общаться между собой, а самое главное - сами создавать контент веб-страниц.

В англоязычном сегменте Интернета уже несколько лет наблюдается тенденция к популярности социальных сервисов. О сервисах социальных закладок мы писали в прошлом году. Последние 2 года англоязычный Интернет пестрит клонами del.icio.us и furl.net, которые стараются превзойти функциональность первопроходцев.

Прошлый год и первая половина нынешнего в Рунете были ознаменованы возникновением целого ряда социальных сетей - сервисов, с помощью которых пользователи могут общаться между собой, поддерживать деловые и личностные контакты.

Бум социальных сетей, не успев утихнуть, перерос в настоящее нашествие других социальных сервисов, более функциональных и интересных для обычных пользователей. В социальных сервисах новой волны пользователи получают немного другую роль, чем обычно - из потребителей контента веб-сайтов они становятся его полноправными создателями.

В частности, в последние несколько месяцев в Рунете наблюдается настоящее нашествие клонов Digg. Digg.com - это очень известный американский веб-портал, специализирующийся на так называемых "user-submitted" новостях, то есть новостях, отобранных пользователем. Основной принцип работы сайта состоит в следующем - каждый зарегистрировавшийся здесь пользователь может сам добавить в новостную ленту сайта любую новость, и рейтинг этой новости будет зависеть только от того, какую оценку ей выставят другие пользователи. Чем выше рейтинг у новости, тем больше шансов, что она попадет на главную страницу Digg.com.

В Рунете появилось сразу несколько клонов Digg. Наиболее популярным из них стал сервис, который в точности повторил функциональность американского сайта - это сервис "Новости 2" http://news2.ru. Принцип работы сайта полностью аналогичен Digg - пользователи формируют ленту новостей сайта, пополняя ее и голосуя за самые интересные новости.

Но особенная популярность сервиса news2.ru состоит в уникальности некоторых решений, предложенных его разработчиками. Кроме возможностей, которые есть у других клонов digg, разработчики news2.ru создали аналог социальной сети, в которой пользователи могут добавлять друг друга в друзья, а также просматривать новости, которые добавил тот или иной пользователь. Не лишним является такой инструмент, как "репутация", позволяющий определить, насколько можно доверять новости, добавленной тем или иным пользователем.

Разработчики news2.ru побеспокоились о формировании контингента постоянных источников новостей. Для этого создатели news2.ru предоставили код, который автор сайта можeт добавить в страницу своего онлайнового ресурса или блога и который позволит посетителям сайта буквально в несколько нажатий мыши и клавиатуры добавить прочтенную новость в ленту на news2.ru. Это позволяет не только значительно упростить обновление новостной ленты news2.ru, но еще и значительно расширяет сеть авторов ресурса.

Предложенная создателями сайта система позволит отобрать по-настоящему важные новости. И оказывается, что новости, которые интересны большинству посетителей, иногда интереснее того, что вручную отберет даже самый профессиональный коллектив редакторов. Таким образом, социальный новостной агрегатор news2.ru представляет собой своеобразный срез популярности и интересов пользователей.

А возможность добавить в каталог новостей сервиса практически любую новость позволяет читателям узнать о недостаточно известных или малораскрученных сайтах. Если новость действительно интересна, то она наверняка не потеряется на таком сайте. Более того - возможность добавления записей блогов в каталог социальных новостных лент news2.ru является чудесным способом информирования как для читателей блогов об интересных ресурсах, так и для их авторов - подобный инструмент честной раскрутки идет на пользу всем.

Кроме этого сайта, аналогичные возможности пользователям предоставляли и другие http://www.electrovesti.com/. Проект 24new.ru самостоятельно формирует свою ленту новостей, но здесь блогеры могут сами добавлять записи из своих блогов для размещения на сайте. Но эти два сайта пока не столь популярны по сравнению с news2.ru.

Еще один довольно популярный социальный сервис Рунета, возникший более года назад, правда, не как самостоятельный ресурс, а в результате перевода английского сервиса на русский язык - это сервис, позволяющий хранить социальный список книг http://ru.reader2.com. Пользователи сайта могут формировать здесь список книг, которые они прочитали или читают в данный момент, а также могут давать оценку прочитанным книгам. При этом для категоризации прочитанных книг используются теги, в любой момент можно просмотреть облако тегов, то есть общий перечень используемых в системе категорий, в котором для их отображения используется размер рифта в зависимости от популярности того или иного тега. Таким образом, в любой момент можно просмотреть наиболее популярные книги, а также категории или авторов, ведь они выведены самым большим шрифтом. Авторы сайта могут давать оценку прочитанным книгам.

Здесь нет социальной сети как таковой в привычном значении этого понятия, но доступная возможность просмотра похожих читателей позволяет найти людей, которые читают похожие книги.

Социальный сервис Reader2 позволяет составить представления о наиболее интересных книгах, которые читают пользователи сервиса. И следует отметить, что подобный рейтинг популярности мало отличается от списка бестселлеров. Благодаря сервису Reader2 можно получить наиболее точный и независимый список бестселлеров среди книг.

Популярность этого сервиса среди пользователей свидетельствует о том, что на его основе появилось сразу несколько дополнительных сервисов - это социальный список программ http://myprogs.net, фильмов http://ru.myfilmz.net, социальная база знаний, позволяющая хранить здесь свои заметки http://ru.tagfacts.com/, а также социальный список идей http://bank-of-ideas.com.

Еще один, совсем новый социальный сервис Рунета toodoo.ru не имеет аналогов, по крайней мере, в российском сегменте Интернета. Сервис представляет собой объединение сразу нескольких - это и социальная сеть, и сервис онлайнового хранения закладок, и сервис социального рейтинга веб-страниц. Зарегистрировавшись здесь и заполнив свой профиль, пользователь может добавлять других пользователей к себе в "друзья", находить людей со сходными интересами, обмениваться с ними сообщениями, то есть делать все, что позволяет классическая социальная сеть.

Но это только часть возможностей сервиса toodoo. Особенностью toodoo является возможность для пользователей указывать, какие сайты они более-менее периодически читают. Таким образом, на сайте toodoo.ru формируется портрет пользователя через посещаемые им сайты и блоги. Подобный способ настойки онлайновых интересов пользователя гораздо нагляднее. Наряду с традиционным перечнем интересов - "футбол", "марки", "пиво", в toodoo пользователь указывает, какие сайты он читает и посещает. Ведь список онлайновых интересов, представленный в виде списка сайтов, является отличным отражением списка интересов повседневных, оффлайновых.

Если несколько пользователей сервиса toodoo добавили один и тот же сайт в список своих онлайновых интересов для такого сайта, начинает формироваться рейтинг. Таким образом, toodoo делает почти то же, что и социальный агрегатор новостей news2.ru. Но только в отличие он сервиса "Новости 2", toodoo позволяет рейтинговать менее изменяемую информацию - сайты и онлайновые проекты. В результате такой системы пользователи сайта создают абсолютно независимый рейтинг интересующих их сайтов.

Но и это еще не все. Разработчики сайта toodoo побеспокоились о том, чтобы сами владельцы онлайновых ресурсов были заинтересованы в попадании в рейтинг в toodoo. А сделать это очень просто - для этого нужно добавить в код главной страницы своего сайта фрагмент кода, по которому система сможет опознать этот сайт. После добавления такого кода верификации владелец сайта сможет сформировать профиль сайта в системе и привязать к нему ключевые слова.

Кроме этого, владельцы зарегистрированных на toodoo сайтов могут размещать у себя на главной странице кнопку со ссылкой на профиль сайта в каталоге toodoo.

Сервис toodoo предлагает получить разнообразную статистику читателей сайта. В количественном и графическом представлении можно увидеть данные о возрасте читателей, и что особенно важно - получить информацию об их интересах и списках сайтов, которые также предпочитают читатели сайта. Подобного среза аудитории не предлагают традиционные рейтинги и счетчики веб-страниц.

Социальная система рейтингования сайтов, заложенная в основу toodoo, работает как в интересах читателей, так и в интересах авторов сайтов. Последние будут заинтересованы в том, чтобы как можно больше читателей внесли в свои онлайновые интересы их сайт, ведь это будет являться более наглядным рейтингом, нежели привычные стандартные каталоги веб-страниц. Читатели, в свою очередь, на основе этой же системы смогут найти интересные ресурсы и интересных людей. Уникальность и удобство подобной системы приводит к мысли, что в будущем показателем качества сайта будет не его присутствие в каталогах или на высоких позициях в рейтингах веб-страниц, а большое количество читателей, зарегистрированных в системах, подобных toodoo.

Основная причина этой популярности состоит в том, что социальные сервисы позволяют формировать контент не отдельным людям, редакторам или авторам материалов. На сервисах типа news2.ru или http://ru.reader2.com/ в создании контента может принимать участие любой посетитель сайта. И опыт показывает, что созданный таким образом контент выходит ничуть не хуже, а даже во многом лучше, чем то, что было создано отдельными людьми.

Социальные сервисы опровергают тезис о разуме толпы - контент социальных сайтов, являющийся продуктом коллективного труда, выходит часто гораздо качественнее, актуальнее, нагляднее, чем содержимое отдельных онлайновых ресурсов.

Конечно, можно спорить об основной концепции подобных онлайновых инструментов. Ведь популярное - это не всегда лучшее. Но пока ни социальные агрегаторы новостей, ни социальный сервис рецензий на книги не позволяют сомневаться в своей объективности. Конечно, рейтинг популярности - это срез только определенной аудитории, но чем больше и разнообразнее аудитория - тем точнее и правильнее рейтинг. Более разнообразную аудиторию, чем интернет-пользователи, представить себе сложно, да и величина аудитории в этом случае также довольно значительна. А с ростом популярности такие сервисы будут становиться все интереснее, полезнее, и, конечно же, точнее.

Социальные сервисы опровергают утверждение о разуме толпы - коллективный разум, примененный в социальных инструментах, дает более чем качественные результаты.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты