16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Обзор конструкторов компьютерных игр

22.09.2004

Сергей Балабанов

Конструкторы игр существуют уже много лет и за это время приобрели довольно многочисленную аудиторию своих пользователей. Главная причина этого - их простота. Чтобы написать несложную игру в программах подобного рода, совсем необязательно знать программирование, а порой не нужно вообще каких бы то ни было специальных умений. При этом, если немного постараться, вполне реально создать игру, способную конкурировать с современными хитами! Большинство конструкторов игр позволяют свободно распространять и даже продавать созданные в них продукты. Кроме того, игры сохраняются в отдельных, автономных *.exe-файлах.

В данном обзоре мною будет рассмотрено три наиболее известные и, на мой взгляд, самые примечательные программы этого вида: Конструктор 3D-игр - верх простоты, многофункциональная 3D Game Studio, а также несложный и удобный Game Maker. В соответствии со своими потребностями и умениями вы легко найдете среди них ту, которая подойдет именно вам.

3D GAME MAKER (в России - КОНСТРУКТОР 3D-ИГР)

Одна из самых разрекламированных и популярных во всем мире программ. В России 3D Game Maker издает фирма ДОКА под названием Конструктор 3D-игр. За что же эта программа получила такое широкое распространение? Прежде всего, за свою простоту. Здесь действительно можно создать вполне современную трехмерную игру всего лишь за каких-то десять минут. Однако, как вы понимаете, у такой простоты есть и оборотная сторона - весьма ограниченные возможности.

Сам процесс построения происходит в несколько несложных этапов. Сначала выбирается игровая категория, общий стиль игры (стрелялка, ужас, война, космос, гонка, джунгли, мультик или фэнтези). Эта опция определяет, прежде всего, внешний вид вашей будущей игры, а не её жанр, как может показаться на первый взгляд. Затем происходит выбор сцен (уровней), из которых будет состоять конечный продукт. Всего любая игра может состоять максимум из двадцати уровней. Следующий этап позволяет выбрать модель игрока из большого количества уже имеющихся. Следует отметить, что и модели игроков, и сцены, и вообще все, что есть в этом игровом конструкторе, можно выбирать свободно из разных категорий. Так, ваш персонаж может быть выбран, к примеру, из стиля ужас, а игровая сцена - из джунглей и т.д. Следом происходит подбор вашего вооружения (к большому сожалению, можно выбрать только один вид оружия). Уже на этом этапе возможен запуск созданной игры. Впрочем, играть в ней будет не во что, т.к. нет главного элемента любой игры - врагов. Поэтому на следующем этапе необходимо выбрать модели противников и их оружие. Если покопаться в дополнительных настройках, можно, кстати, обнаружить такую весьма полезную, как выбор стиля атаки любого из видов вражеских юнитов.

Оставшиеся опции менее значимы. Это выбор игровых препятствий, боссов (просто более сильные противники), бонусов и, конечно же, самого главного - игровой цели, т.е. условия завершения уровня.

Помимо этих основных этапов предусмотрены и дополнительные настройки. Так, при желании можно изменить текстуру любого игрового объекта (признайтесь, что не устоите перед искушением поместить фотографию своего начальника на лицо какого-нибудь злобного монстра). Кроме того, можно отрегулировать такие физические параметры персонажей, как размер, скорость, сила, количество жизней.

Примерно через час активной работы с Конструктором 3D игр вы поймете, что всех встроенных в него стандартных опций явно маловато для создания по-настоящему индивидуальной, яркой, неповторимой игры. Тогда на помощь приходит ряд дополнительных инструментов, значительно расширяющих возможности 3D Game Maker. Это прежде всего редактор расстановки. Он позволяет по своему усмотрению в том или ином месте уровня расставлять бонусы, врагов и другие игровые предметы. Кроме того, в 3D Game Maker встроен такой полезный инструмент, как редактор сцен, с помощью которого можно создавать свои собственные уровни.

Если входящие в поставку конструктора трехмерные модели вам уже надоели, предусмотрена возможность их обновления как через Интернет, так и своими собственными силами. Их можно создать отдельно и затем поместить в директорию Object программы. Следует заметить, что они должны быть файлами формата *.X. Поэтому, если вы создали модель в программе, не поддерживающей этот формат (например, в 3D Studio MAX), вам придется найти утилиту, конвертирующую модели в формат *.X. Самые популярные программы этого типа, See 3D light и 3D Exploration, можно скачать в Интернете.

Итог. Неплохая программа для начинающих разработчиков игр и тех, кто просто любит творчески проводить своё свободное время. К серьезным недостаткам 3D Game Maker относится, прежде всего, узкая жанровая направленность создаваемых игр (несложные стрелялки и аркады). Как вы понимаете, ни стратегий, ни симуляторов, ни ролевых игр на нем не создашь. Однако этот недостаток компенсируется легкостью и быстротой проектирования законченных игровых приложений. Не решусь рекомендовать Конструктор 3D игр тем, кто намерен серьезно заниматься разработкой игр, все остальные - добро пожаловать.

3D GAME STUDIO

Очень мощный и профессиональный инструмент для создания двухмерных и трехмерных игр. В умелых руках его возможности действительно поражают. 3D Game Studio, по твердому заверению разработчиков, позволяет делать продукты современного качества практически без знаний программирования.

На самом деле, как мне показалось, это не совсем верно. По-моему, не используя встроенный в программу скриптовый язык, сделать хорошую игру очень трудно. А это означает лишь одно - придется учить программирование.

Впрочем, не так уж все и плохо. Во-первых, в поставку программы входит большое количество разнообразных примеров и полезных ресурсов, во-вторых, несложную, пробную игрушку сделать, в принципе, не составляет большого труда.

Зато сколько возможностей! Поддержка прозрачных и зеркальных поверхностей, статичных и динамичных теней, множество предусмотренных эффектов (туман, вода, солнце и т.д.), комплект включенных в состав 3D Game Studio анимированных 2d- и 3d-спрайтов (огонь, взрыв и другие), множество уже готовых элементов интерфейса (панели, кнопки, переключатели). Ну что - впечатляет? А список ещё далеко не полный.

Отдельно хочется сказать несколько слов о движке программы. Он поддерживает гравитацию, массу, трение, 3D-звук, сетевой режим, графическое разрешение до 1600x1200 и ещё много всяких полезных вещей. При этом медлительным его не назовешь. В общем, движок вполне подходит для коммерческих игр хорошего качества. Было бы желание их создать!

Итог. Это уже не игрушка, как 3D Game Maker. В то же самое время хочу оградить вас от поспешного решения приобрести этот пакет. Возможно, заслушавшись слов о возможностях 3D Game Studio, вы упустили главное - это программа для профессионалов, и освоить её далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд! Так что, если вы никудышный программист, три раза подумайте, прежде чем начать осваивать 3D Game Studio.

GAME MAKER

Игровой конструктор, созданный голландским программистом Марком Овермарсом. Позволяет создавать любые игры, жаль только, в 2d. Game Maker можно совершенно бесплатно скачать с официального сайта www.gamemaker.nl. Последняя на сегодняшний день версия данной программы - 5.2. В отличие от своего рассмотренного выше собрата с похожим названием, предоставляет значительно большую творческую свободу в сочетании с легкостью освоения. При желании в этой программе можно сделать игру любого жанра, начиная от футбола и кончая стратегией.

Процесс игростроения сводится к созданию объектов (все, что есть в игре: персонажи, враги, здания, деревья и т.д.) и определению взаимодействия между ними. Допустим, объект "пуля" при попадании в объект "человек" уничтожает его. Или, например, объект "танк" при столкновении с объектом "стена" прекращает своё движение. Именно такие условия определяют взаимодействие объектов друг с другом.

Кроме того, каждый из объектов имеет свой собственный спрайт, т.е. картинку.

Роль игровых уровней в Game Maker выполняют так называемые комнаты. Теоретически их число неограниченно.

Для освоения этого игрового конструктора совсем необязательно знание программирования, и все же в программу встроен несложный скриптовый язык, которым при желании всегда можно воспользоваться.

В дополнительных настройках программы можно выбрать графическое разрешение для создаваемой игры, оконный или полноэкранный режим, картинку для окна загрузки и многое-многое другое.

Простые аркады создаются в Game Maker за считанные минуты. Примеры реализации подобных игр входят в стандартный комплект программы.

С готовыми играми можно делать все что угодно. Можно распространять бесплатно, можно разослать друзьям, а можно и продавать. При этом совсем не обязательно указывать, что игра создана в Game Maker.

Итог. Отличный, совсем несложный конструктор двухмерных игр. При желании и некоторых талантах можно создать свой собственный Warcraft или Diablo. Рекомендую всем тем, для кого крутость графики в играх стоит не выше, чем её интересность. На мой взгляд, это одна из немногих программ, позволяющих создавать качественные, законченные игры совсем без знаний программирования. Единственным недостатком Game Maker можно назвать лишь невозможность создания трехмерных игр.

Существуют и другие популярные конструкторы игр. Для разнообразных 3D-игр: 3D Game Creation System и Eon Studio. Для создания приключенческих игр: Adventure Maker и Wintermute Engine. Для создания ролевых игр: RPG Maker, RPG Studio и многие, многие другие. Возможно, среди них вы найдете что-то по душе.

И напоследок, общая таблица:



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты