16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Современное обучение: взаимодействие между педагогикой, учебным пространством и технологией

17.12.2010

Мишель Селинджер, компания Cisco

Статья доктора Мишель Селинджер (Michelle Selinger), директора по вопросам образования в консалтинговом подразделении Cisco IBSG. Будучи одним из ведущих специалистов Cisco по применению информационно-коммуникационных технологий в образовании, она принимала участие в целом ряде программ, направленных на трансформацию образовательной системы, включая Всемирную образовательную инициативу Всемирного экономического форума. В середине ноября Мишель Селинджер выступила с докладом на состоявшейся в Санкт-Петербурге международной конференции «ИКТ в подготовке учителей и преподавателей: политика, открытые образовательные ресурсы, развитие сотрудничества».

Мишель Селинджер
В мире рождается новая педагогика. Она ставит учеников в центр учебного процесса и призывает учителей к использованию более обширного арсенала стратегий и навыков, ведущих к развертыванию междисциплинарной работы, основанной на проектах. Обучение наиболее эффективно, когда оно носит практический характер. В этом случае люди учатся естественным образом, находясь в практической ситуации, взятой из реальной жизни и наглядно демонстрирующей нужность и ценность приобретаемых знаний и навыков. 

Внедрение технологии помогает развивать новую педагогику. Оно не только трансформирует способы взаимодействия между учителями и обучаемыми, но и создает потребность в пересмотре привычных способов организации учебного пространства. Стратегия технологически насыщенного обучения, прежде всего, должна быть основана на модели, требующей ясной постановки задач и эффективной подготовки учеников к реальной жизни и работе в XXI столетии. Необходимо тщательно подготовить и разработать эту стратегию, прежде чем принимать решения о компонентах, которые поддержат указанную модель и обеспечат успех учебного процесса. 

Модель обучения, состоит из взаимозависимых компонентов. В центре этой модели – обучаемые и учителя, а вокруг – следующие компоненты: 
  • школьные здания и учебная среда определенного типа; 
  • учебная программа и системы оценки; 
  • профессиональная подготовка учителей и школьных руководителей; 
  • информационные и прочие услуги, включая управление школами; 
  • сетевая инфраструктура; 
  • технические устройства доступа. 
Эти компоненты на равных правах участвуют в школьной реформе и процессе обновления школы. Ни один из них не в состоянии в одиночку раскрыть все свои возможности по повышению качества школьного обучения без взаимодействия с остальными компонентами. Для эффективной работы они должны использоваться вместе как единое целое. Вот что это означает на практике: 
  • учебная программа должна быть актуальной и современной, а система оценок и контроля должна не только измерять возможности человеческой памяти, но и отражать знания и навыки, необходимые обучаемым в социально-культурном контексте и экономике XXI века; 
  • профессиональная подготовка учителей в области использования современных методов обучения должна соответствовать требованиям новой образовательной модели; учителя должны умело использовать новые технологии и другие средства для повышения качества учебного процесса; 
  • в школе должны использоваться стратегии развития лидерства и управления изменениями; 
  • необходимо внедрять административные процессы, поощряющие эффективность и прозрачность и повышающие производительность труда; 
  • инфраструктура (помещения, технологии и системы безопасности) должна создавать благоприятную и безопасную атмосферу, повышающую качество обучения; 
  • архитектура школы не должна напоминать "фабрику знаний", отражающую реалии XIX века; школы должны создавать привлекательную актуальную среду для обучения, поддерживать более высокую гибкость учебного пространства и учитывать все, что на сегодня известно о совместном самостоятельном обучении; школа должна активно сотрудничать с родителями и местным сообществом. 

Обучение, основанное на совместной работе 

Если мы хотим развивать у обучаемых навыки и умения XXI века, определенные "Альянсом за навыки XXI века", нам нужно уделять больше внимания совместной работе, которая подразумевает совместную работу равноправных коллег, сосредоточенную на контенте и вокруг него, а также совместную разработку контента. 

Сегодня мало кто из учащихся не имеет опыта использования технологий. Каждый из них имеет как минимум мобильный телефон. Исследования показывают, что современная молодежь относится к совместной работе, как к чему-то естественному. Особенности "цифрового поколения" подробно описаны в работах Дона Тэпскотта (Don Tapscott - 1999, 2009), Вима Вина (Wim Veen - 2007) и некоторых других авторов. Молодые люди используют социальные сети для обсуждения всех аспектов своей жизни. Они планируют свой день с помощью мгновенных сообщений и SMS. Есть ученики, для которых технология стала второй натурой, и они не ожидают от школы никаких технологических ограничений. Они предполагают, что технология должна быть доступна повсюду и что они смогут и дома, и в классе пользоваться любыми технологическими средствами, способными помочь им в учебе. 

Мы давно признали, что совместная работа оказывает большое влияние на совершенствование обучения. При этом технология оказывается наиболее эффективной, когда она используется не только для доступа к информационным ресурсам. Совместная работа в учебном процессе может принимать множество разных форм, повышающих мотивацию обучаемых и создающих реалистичную учебную среду. Ученики могут сотрудничать в рамках определенного проекта или задания. Они могут поддерживать друг друга в процессе обучения и даже помогать учителю преподавать свой предмет. Для совместной работы можно приглашать специалиста из музея, картинной галереи, больницы или коммерческой организации, чтобы он вел урок вместе с учителем. Такое взаимодействие заменит старую методику постановки перед учениками "реальных задач" (которые на деле представляются "реальными" далеко не каждому). Вместо этого мы создаем живую учебную среду, в которой каждый ученик решает актуальные задачи личного, культурного, социального и экологического характера. 

С появлением Интернета совместная работа стала возможной не только в одной физической точке. Ее можно вести в "виртуальной среде" с помощью видеоконференций в виртуальных аудиториях. Эти технологии должны стать доступны для всего класса или для малых групп. При этом учителям нужно подумать над тем, как наиболее эффективно использовать учебную среду и каким образом приглашать в нее удаленных специалистов и обучаемых в тех или иных сценариях. К примеру, музейный работник может показать всему классу кости динозавров, а затем провести с учениками видеоконференцию или сеанс Telepresence. В другом сценарии два ученика могут обсуждать между собой особенности жизни в той или иной стране. В третьем сценарии профессор университета может поговорить с наиболее продвинутыми учениками о проблемах квантовой физики и показать ее основные принципы совместно работающей группе обучаемых, подключив к этой конференции ученика, лежащего дома со сломанной ногой. 

Место технологии 

Многие школы используют технологию лишь на периферии учебного процесса либо хоронят ее в глубинах компьютерных лабораторий, но ни один разумный учитель не сдаст все книги в библиотеку лишь затем, чтобы раз в неделю водить туда учеников. Почему бы не применить к технологиям такой же подход, как к книгам? Сегодня, когда мы окружены беспроводными точками доступа, сверхмобильными устройствами, электронными книгами и потоковым видео, ученики могут получать информацию в самых разных форматах, и доступ к этой информации должен быть постоянным, непрерывным и повсеместным в любой момент времени. В расположенной в Мельбурне (Австралия) начальной школе Silverton ученики в возрасте от пяти лет и старше имеют доступ ко множеству устройств: цифровым фото- и видеокамерам, цифровым микроскопам, мобильным и настольным компьютерам, устройствам i-Pod и i-Pad, MP3-плейерам, установленным на удобной детям высоте интерактивным доскам, датчикам, сканерам, а также к школьной телестудии и радиостанции. Все эти технологии используются беспрепятственно вместе с другими нетехническими средствами, причем пользователь самостоятельно выбирает средства для своего обучения и сам решает, что и когда применять. Задача учителей состоит в том, чтобы организовать учебный процесс и поставить перед учениками задачи, решение которых требует изучения учебной программы. 

Роль учителя 

Роль учителя меняется. Он становится не источником знаний, а организатором учебного процесса. Прошли те времена, когда вся информация, которую изучали ученики, находилась в голове учителя и лишь изредка добывалась из телевизионной или радиопрограммы, а также из библиотеки. В Интернете доступна информация разных форматов и разного качества, и роль преподавателя теперь состоит в том, чтобы помочь ученикам "переварить" найденную информацию и вести поиск в доступных источниках. Учитель должен задавать вопросы, помогающие ученикам воспринимать новую информацию и превращащие ее в полезные, прочно усвоенные знания. В новой среде обучения ученики советуются не только с учителем, но и друг с другом, а также с экспертами, находящимися за пределами класса. Учитель же в случае необходимости помогает учащимся, наблюдая за процессом и направляя его. 

В новой школе ученикам не надо сидеть ровными рядами лицом к учителю. Каждый ученик (и это правило уже реализовано в школе Silverton) должен иметь достаточно места для свободного перемещения по классу и взаимодействия с другими учениками и различными технологическими устройствами. Эти устройства должны быть постоянно готовы к работе и повсеместно доступны. Они должны отвечать разным учебным требованиям, варьирующимся в зависимости от выполняемой задачи. Это значит, что технология по возможности должна быть мобильной и не привязанной к одному месту. 

Выводы 

Если вы хотите сделать технологию катализатором обучения, она не должна существовать в изоляции. Прочие факторы: учебное пространство, учебная программа, система оценок и профессиональный рост учителя, - тоже имеют большое значение для грамотного внедрения технологии. Предусматривать это внедрение необходимо на самых ранних этапах проектирования учебного пространства. 

При проектировании учебного пространства могут возникнуть следующие вопросы, связанные с внедрением технологических решений: 
  1. Каким образом ученики будут взаимодействовать с разными технологиями, установленными в школе и в классе? 
  2. Будут ли ученики всегда сидеть за партами при использовании КПК и мобильных компьютеров, или им можно будет сидеть в удобных креслах, на ступеньках и на полу? 
  3. Хватит ли ученику места для размещения технологических и нетехнологических учебных материалов на своей парте или столе? 
  4. Удобна ли мебель для совместной работы с одним настольным или плоским экраном? 
  5. Имеет ли школа средства совместной работы (интерактивные цифровые доски, видеоэкраны, подключаемые к ноутбукам жидкокристаллические дисплеи)? Смогут ли ученики вместе работать за одним компьютерным экраном? Если да, правильно ли эти экраны расположены? Удобно ли будет с ними работать всему классу или небольшим группам? 
  6. Нужны ли школе подвижные стены, позволяющие проводить видеоконференции и виртуальные занятия с небольшими группами, не мешая остальным ученикам? 
  7. Достаточно ли в классах электрических розеток для зарядки всех имеющихся у учеников пользовательских устройств? 

Библиография 

Tapscott, D. (1999) Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York, McGraw Hill. 
Tapscott, D. (2009) Grown up digital: How the net generation is changing your world. New York, McGraw Hill. 
Veen, W & Vrakking, B. (2007) Homo Zappiens: Growing up in a digital age, London: Continuum.


статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты