16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

О чем может рассказать "генеральному" его ИТ-директор

25.01.2011

Руководители региональных компаний все больше прислушиваются к мнению ИТ-специалистов. Причем речь идет не столько об удовлетворении насущных потребностей в "железе", выборе софта, организации информационного пространства, сколько об участии в построении компании как таковой и последующем управлении бизнесом. Образ "айтишника", каким мы привыкли его представлять - отстраненного, невежливого и неопрятного - уходит в прошлое. Ему на смену идет гуру информационных технологий нового типа.

Еще пять лет назад аналитики рынка, опрашивая ИТ-директоров европейских компаний, выяснили интересную вещь. Руководители уже тогда предлагали "айтишникам" участвовать в управлении бизнесом, но последние не понимали, как воспользоваться такой возможностью. Тогда же Терри Уайт в книге "Чего хочет бизнес от ИТ" сравнил сотрудников ИТ-отделов с библиотекарями, которые не читают книг: "вы регистрируете их, вносите в каталог, расставляете по полкам, выдаете по первому требованию и даже берете с читателей пеню за не сданные вовремя книги, но сами их никогда не читаете!". ИТ-специалисты намеренно отстранялись от специфики работы своей компании и выполняли услуги только по сопровождению бизнеса. Сегодня мы наблюдаем, как меняется ситуация, во всяком случае - в Тюмени. Мы выяснили это в разговоре с руководителями ИТ-служб тюменских компаний.

От инструмента к решению

Сразу оговоримся, что продуктивный диалог между руководителем и ИТ-директором возможен пока только в крупных компаниях. Это объяснимо: большое число сотрудников в ИТ-отделе позволяет каждому специализироваться только в своей отрасли и, значит, расти в профессиональном плане. "Главная ошибка директора компании - заставлять системщика делать все сразу: и картридж менять, и программы писать, и управленческие решения принимать, - говорит Денис Морозов, заместитель генерального директора по информационной безопасности компании "Арсенал+". - Это не позволяет ему расти. Я сам наблюдал, как специалист за год вырастает из новичка в профи, если постоянно ставить ему сложные задачи в одной отрасли и не мешать их решать". Естественно, такой сотрудник способен не только объективно оценивать истинные возможности своей сферы для компании, но и предлагать стратегические решения.

"Современный ИТ-специалист должен уметь предоставить бизнесу не набор работ по поддержанию отдельных компонентов ИТ-инфраструктуры в рабочем состоянии, а информационную среду, где ИТ - полноценный участник бизнес-процессов с возможностью управления, оценкой эффективности", - уверен Игорь Сапрон, начальник отдела компьютерных и сетевых технологий ООО "ТюменНИИгипрогаз".

От технологии к человеку

Вступив в диалог, специалисты ИТ-сферы и бизнеса почти одновременно приходят к пониманию того, что современная компания не может быть успешной без четкой внутренней организации. "Успех во многом зависит от технологий. Объемы информации большие, скорость обработки тоже, бывает, что счет идет не просто на минуты - каждая секунда на счету, - объясняет Юрий Трещеткин, начальник службы автоматизации девелоперской компании "Партнер-Инвест". - Без автоматизации не обойтись, а для этого нужна структура".

"Нельзя автоматизировать хаос", - цитирует истину, выстраданную каждым "айтишником", Денис Морозов. - Когда нет четкого представления, какие бизнес-процессы происходят в организации, когда из разных источников приходят противоречащие друг другу команды - нельзя внедрить систему, сколько бы она ни стоила". Не случайно каждому внедрению предшествует этап описания бизнес-процессов, который, на первый взгляд, вообще не имеет отношения к ИТ, и во время которого "ИТ-шники" работают в тесной связке с аналитиками рынка, бизнес-консультантами и руководством фирмы. От их совместных решений зависит, какой станет компания после автоматизации.

Часто на этом этапе региональным компаниям приходится сталкиваться с так называемым "человеческим фактором" - нежеланием персонала "переключаться" на новый режим работы, привычка "жить по старинке". Виноват ли в этом размеренный провинциальный темп жизни, или то, что новые технологии приходят в Тюмень через два-три года после появления в столице, не столь важно. Так или иначе, на этом этапе ИТ-специалисту требуется во многом новое для него качество - умение работать с людьми. В сочетании с традиционным для российской глубинки вниманием к человеку (аналог более сдержанной европейской клиентоориентированности) это умение перерастает даже в нечто большее, что сами "айтишники" называю человечностью.

"Чтобы работать в ИТ-отделе, нужен особый склад характера - считает Денис Морозов. С одной стороны, нужно быть достаточно формализованным, чтобы решать определенные задачи. А с другой стороны, - достаточно человечным, чтобы при случае уметь поставить себя на место сотрудника своей компании и максимально помочь ему". Не случайно часто работой с заявками внутренних клиентов в ИТ-отделах занимаются+ женщины - явление, которое еще несколько лет назад вообще невозможно было представить.

Лучшее - враг хорошего?

Если в работе тюменских ИТ-директоров сегодня и осталось что-то неизменное, так это осторожное отношение руководства компании ко всему новому, что появляется в сфере ИТ, и часть "АСУшников", как ни странно, разделяет это мнение. "Часто мультимедийными средствами заменяют то, что можно сделать без всяких технологий, - говорит Денис. - Некоторые изменения дают минус в надежности и стабильности информационной системы компании, а поддержание стабильности - одна из основных задач ИТ-отделов".

В то же время, подобная нерешительность пагубно сказывается на настроениях внутри самого отдела, считает Ринат Хасанов, руководитель отдела АСУ одного из крупных научных центров Тюмени: "Если нет новых интересных проектов, мы лишаемся перспективы профессионального роста. Если ты не растешь, ты становишься неинтересен компании. Тем более что - могу сказать по собственному опыту - каждый ИТ-проект, тщательно продуманный с участием руководителя и директоров департаментов, которые в нем задействованы, в итоге себя оправдывает".

"У любой новинки есть свои плюсы и минусы. Чаще всего минусы - это стоимость. Но если компания при таких затратах станет более мобильной, улучшится качество работы, то есть останется в выигрыше, мы будем доказывать необходимость проекта", - согласен с коллегой Юрий Трещеткин.

Итак, можно утверждать, что ИТ-специалисты осознают собственную значимость для бизнеса, а руководители тюменских компаний готовы работать в паре. По мнению Игоря Сапрона, во многом это произошло благодаря специфике современных ИТ - технологий: "они хорошо вписываются в основную концепцию бизнеса - предлагают снижение затрат при одновременном росте качества услуг". А это и есть основное условие для развития современного бизнеса.


статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты