16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Видеообразование

12.03.2012

Андрей Изместьев, менеджер Cisco по продвижению новых технологий в области видеоконференцсвязи и телеприсутствия

По данным сайта Superjob.ru, 57% работодателей в России недовольны подготовкой выпускников вузов, а эксперт портала Upladder.ru отмечает: если раньше выпускникам не хватало опыта, то сегодня зачастую недостает еще и знаний. Отчасти это связано с дефицитом высокопрофессиональных преподавателей, но еще одна причина кроется в отставании академического образования от современных тенденций.

Вместе с тем ряд учебных заведений различного профиля уже используют для повышения уровня образования современные технологии видеоконференцсвязи (ВКС). Видеосвязь, конечно, не панацея, но этот способ организации коммуникаций позволяет ведущим вузам решать многие проблемы современного образования. Например, с помощью видеосвязи российские образовательные учреждения организуют дистанционное обучение преподавательского состава, повышая таким образом его квалификацию, для обмена опытом и улучшения качества обучения привлекают иностранных экспертов, а также решают вопросы управления территориально удаленными филиалами.

ВКС для обучения

На высоком уровне

В тех учебных заведениях России, которые первыми оценили эффективность применения ВКС, видеосвязь применяется давно и успешно. Сегодня ее используют, например, такие образовательные учреждения, как Московский авиационный институт (МАИ), Moscow Business School (MBS), Современная гуманитарная академия (СГА), Тюменский государственный архитектурно-строительный университет (ТюмГАСУ), Челябинский государственный университет (ЧелГУ). При этом они предъявляют к видеосвязи определенные требования, ставя перед исполнителями задачу обеспечить высокое качество изображения. В частности, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, расширяя свою сеть, настаивал на качестве изображения не ниже 720p.

Проекты по внедрению ВКС в российских образовательных учреждениях показывают, что современные технологии видеосвязи доступны не только крупным корпорациям, но и организациям, имеющим небольшой бюджет.

Отвечая потребностям

Современное оборудование видеосвязи предоставляет пользователям новые возможности, в том числе демонстрацию презентаций и изображений, а также совместный доступ к документам. Все большее применение в отрасли образования находят контент-серверы, позволяющие записывать сеансы видеосвязи с целью их дальнейшего использования. Особый интерес у учебных заведений вызывает документ-камера, с помощью которой можно передать мельчайшие детали печатных документов.

Что касается спроса на различные системы, то учебными заведениями востребованы системы как групповой, так и персональной видеосвязи. Большинство российских образовательных учреждений строят видеосети с целью организации дистанционного обучения, когда преподаватель одновременно общается с аудиториями, находящимися в разных регионах. Основа таких проектов - сервер многоточечной видеоконференцсвязи.

Это нужно знать

Если до недавнего времени все проекты в области образования касались внедрения новой технологии видеосвязи, то сегодня они большей частью направлены на расширение и модернизацию уже имеющихся сетей ВКС. При реализации таких проектов могут возникнуть сложности с совместимостью систем различных производителей. Чтобы избежать проблем с интеграцией, целесообразно сразу же строить сеть с использованием оборудования, разработанного на базе открытых стандартов.

Другой важный вопрос - срок службы систем. Как правило, учебные заведения обладают ограниченным бюджетом и не могут позволить себе ежегодное обновление оборудования. Между тем технологии постоянно совершенствуются, сети модернизируются, пропускная способность каналов передачи данных растет, предоставляя пользователям все больше новых возможностей. Поэтому для получения максимальной отдачи от инвестиций в оборудование эксперты в области видеоконференцсвязи советуют выбирать решения с хорошими аппаратными компонентами, апгрейд которых осуществляется за счет обновления программного обеспечения.

Порой заказчики разочаровываются в видеосвязи, так как приобретенное оборудование не обеспечивает видеоизображения должного качества по причине неприспособленности к плавающим (с нестабильной пропускной способностью) каналам связи. Поэтому при выборе решений ВКС следует ориентироваться не только на пропускную способность имеющегося канала передачи данных и стабильность его работы, но и на способности оборудования ВКС адаптироваться к изменяющимся условиям в режиме реального времени и без разрыва связи, обеспечивая при этом максимальное качество для всех участников сеанса ВКС.

Некоторые учебные заведения, перед тем как построить собственную сеть, проводят необходимое тестирование. Так, когда руководство Челябинского государственного университета впервые задумалось о внедрении ВКС, для него была организована демонстрация, во время которой прошел сеанс видеосвязи между входящим в состав ЧелГУ Институтом экономики отраслей, бизнеса и администрирования (ЭКОБиА) в городе Челябинске и представительством университета в городе Шадринске Курганской области. Сеанс видеосвязи проводился с использованием публичной сети Интернет со скоростью канала 1 Мбит/с. В результате лица, принимавшие решение, смогли оценить и саму технологию в действии, и качество предлагаемого оборудования.

ВКС для обучения

Вектор развития

Использование видеосвязи в образовании становится все более популярным, и успешный опыт вузов начинают перенимать средние учебные заведения. Так, в 2011 году был реализован проект по развертыванию программно-аппаратного комплекса ВКС в средней общеобразовательной школе № 1 города Гагарин Смоленской области. Одной из его основных задач стало обеспечение процесса удаленного обучения школьников преподавателями ведущих технических вузов России. В частности, сегодня в школе организуются видеоуроки, которые проводят преподаватели МАИ и Российского государственного технологического университета (РГТУ) им. К. Э. Циолковского, находясь при этом в своих рабочих кабинетах в Москве.

Многие отечественные учебные заведения преуспели в использовании передовых информационных технологий, и этот опыт стоит развивать. В странах, где видеосвязь стала общепринятым инструментом общения, учебные аудитории уже не воспринимаются как единственное место для реализации образовательного процесса. Студенты активно обучаются в режиме онлайн, и получение образования становится частью их повседневной жизни, а не вынужденной необходимостью проводить время в учебных аудиториях (наглядное представление об этом дает видеоролик). По всей видимости, и российская система образования со временем придет к такому формату.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты